Предыстория первого треккинга к Эвересту
30 лет англичане ходили покорять самую высокую гору мира из Тибета, пока в 1950 году Китай не атаковал Тибет. Злые коммунисты закрыли северный маршрут для иностранных экспедиций со словами: "Пока сами не сходим, вас не пустим".
Англичане и прочие заинтересованные нации взгрустнули, да делать нечего. Тогда-то и вспомнили о южном маршруте через просторы непальщины.
Однако, дороги там нехоженые, места незнакомые. В Непале как раз удачно произошел дворцовый переворот и страна усилиями Бориса Лисаневича открылась для иностранцев.
Обычный юрист Оскар Хьюстон давно мечтал посетить Непал, а тут так удачно повернулся шанс вписать свое имя в википедию. В турне по восточному Непалу он взял супругу, сына Чарли Хьюстона, который уже успел поучаствовать в экспедиции на Эверест 1936 года и друзей Бетси Коулес и Андерсона Бэквел. К вопросу о доступности треккинга, самому Оскару на тот момент было 67 лет.
Когда Чарльз Хьюстон прибыл в Катманду за разрешением, в Британском посольстве он встретил Билла Тильмана. Билл еще не успел прийти в себя после приключений под Манаслу, как Чарльз предложил ему проветрить булки в направлении южных склонов Эвереста.
Подготовка и первые шаги по дороге к Эвересту
1950ый год, международный аэропорт Катманду 6 дней в неделю работает пастбищем, а в свободное от основной работы время принимает чартеры из Дели. Путешественники видимо очень боялись вляпаться в "неприятности" и предпочли добираться до начала маршрута на поезде.
В Дарджлинге наняли 6 шерпов носильщиков. Эти матерые шерпы давно сообразили, что в Индии климат теплее, а альпинистов готовых заплатить за восхождение, больше.
В Джогбани Хьюстон и компания пересекли границу и направились в Дхаран, где наняли ещё 18 носильщиков. Итого на 5 участников приходилось 25 портеров. Портером англичане называют тёмное пиво и тех кто носит чемоданы, не путать с шерпами — это название гималайского племени. Если 25 портеров на 5 человек кажется чрезмерным, то напомню, что кафе, гостиницы и салоны красоты в то время еще не построили, единственным белым в округе Намче Базара был Йети.
Намче Базар и Тенгбоче
Отважные треккеры в окружении носильщиков поднимались вдоль реки Дудх-Коси. Переводится как «Молочная река». В сезон дождей у неё появляются кисельные берега.
К середине ноября группа во главе с Чарльзом добрались до Намче Базара. Поселок в 30 домов, на центральной площади раз в неделю открывался рынок, где торговали товарами из Индии и Тибета.
Соль, рис и другие богатства караваны тибетских контрабандистов регулярно таскали через перевалы в Тибет и обратно.
Исчезли с гималайских троп отважные авантюристы, на месте тибетского рынка построили буддийскую ступу, а китайские товары возят по шоссе Дружбы к западу от Эвереста. Теперь шерпы вместо соли и золота зарабатывают на туристах.
Чарли Хьюстон и Билл Тиллман не стали задерживаться в Намче Базаре, ведь первые пабы появятся там только спустя 50 лет. 17 ноября они вышли ни свет ни заря, чтобы к обеду быть у стен Тенгбоче.
В монастыре раньше не видели белых людей, так что, на всякий случай, решили провести два обряда в одном: приветствие + защита от нечисти, а то мало ли что. Но к ужину уже разобрались, что англичане не так страшны как в 19 веке.
Контакт наладился после первой же стопки местной самогонки. По утру младший Хьюстон и Тиллман сошлись на том, что в Тенгбоче их приняли намного приветливее и чем в монастыре Ронгбук к северу от Эвереста.
Ледник Кхумбу и первые фотографии Эвереста
Из Тенгбоче экспедиция дошла до ледника Кхумбу, рядом с котором разбили лагерь. Постоянных поселений там еще не было, поэтому жили в палатках и питались тем, что притащили 25 портеров.
За оставши дни путешественники сходили к Лхо Ла, где теперь размещается южный базовый лагерь Эвереста. Совершили попытку восхождения на Каллапатар, до вершины им не хватило 90 метров. Оскар Хьюстон почувствовал себя тошноту и головокружение, удивительно, что не раньше, 67 лет все-таки. Пришлось группе повернуть обратно.
По дороге Тильман и Ричард исследовали ледник Кхумбу, сфотографировали южный склон Эвереста. Билл Тильман пришел к выводу, что если и возможно восхождение на Эверест по южному склону, то для успеха потребуется гораздо больших усилий по сравнению с северным маршрутом. Как показало время он ошибся.
Первый треккинг у Эвересту занял полтора месяца. Еду, палатки и снаряжение приходилось нести с собой от границы Непала до конца треккинга.
Читайте о первых попытках восхождения на Эверест в статье "История покорения Эвереста от начала до наших дней"
О первом успешном восхождении на эверест читайте в статье "Первое успешное восхождение на Эверест 1953 год"