Впервые за последние 6 лет, я провожу новогодние праздники не в России. Наша развеселая компания после раннего завтрака отправилась навстречу 2020 году в красные пески Сахары. Буквально через пару дней мы увидим первый восход солнца нового года над дюнами Ерг-Шебби. Дорога до пустыни длинная и интересная. Во-первых, можно уболтать всех до упаду, травить бородатые анекдоты. Во-вторых, по пути нам попадалось множество видов, достойных парадной рамки на стене самых дорогих аппартаментов.
Перевал Тизи-н-Тичка встретил нас чистым небом и крепким ветром с Атлантики. Буквально пяти минут нам хватило на вершине, чтобы заснять всё и рвануть вниз. Музей кино в Уарззазате предоставил нам возможность нащупать своего "внутреннего Цезаря" и посидеть на троне. Закат встречали в ущелье Дадес, куда мы отправились ловить слабую сотовую связь с Большой землёй.
31 декабря 2019 года выдалось на удивление насыщенным. Чуть солнце показалось между скал, мы выехали из ущелья на дорогу. Рассвет в Марокко красный как кирпич и скалы красные, а небо голубое. Цвета такие яркие с утра, как будто кто-то выкрутил контрастность до предела. По плану нам в пустыне надо было быть до шестнадцати часов, чтобы успеть в лагерь до заката, так нам говорили. Времени в обрез, но не заехать по пути в ущелье Тодра было бы неправильно. Где еще в Марокко можно полюбоваться на скалолазов, нежно прижимающихся к скале, словно она их вторая половина. А также это отличный повод размяться или даже устроить забег наперегонки.
В час дня мы заехали перекусить в придорожный ресторан, первое что бросилось мне в глаза при входе это три великолепных павлина. Правда хвосты они так и не распустили. Надеюсь их там держат для красоты, а то куриц я там не видел нигде кроме меню.
В Сахару мы прибыли как и планировалось в 16 часов, после непродолжительной заминки нас отвезли в лагерь, который оказался не так уж и далеко от стоянки.
До праздничного ужина оставалось еще много времени и мной было принято решение провести штурм господствующей высоты. Прогулка заняла все оставшееся время и в лагерь мы вернулись уже после захода солнца. Два дня в дороге утомляют и нет ничего приятнее, чем возможность хорошенько размять ноги на природе после дневного переезда. С вершины бархана нам было видно на многие километры вдаль. Песчаные волны заполнили пространство от нас и дальше на юг, где-то они стелились по земле мелкой рябью, а где-то вздымались словно девятый вал. Возвращаясь в сумерках к нашим палаткам, я забрал немного влево и промахнулся метров на 10, что впрочем в масштабах пустыни ерунда и в лагере мы были вовремя.
Как мы провели Новогоднюю ночь? Мы ели, пили, жгли костер, играли на гитаре и барабанах, танцевали. Все как у людей!
Утром первого января 2020 года мне как никогда хочется верить в приметы, тем более, что встали мы рано и на удивление легко. Может быть виной тому свежий воздух, а может быть отсутствие ритуальных возлияний алкоголя. Как думаете, если встречать новый год трезво и осознанно, то он весь будет таким? Так или иначе, но уже в 7:30 мы сели на верблюдов и отправились встречать рассвет в пустыню. Если честно, то пешком мне нравится больше, я люблю твёрдую почву под ногами.
Первый верблюд, флегматично пережевывая вчерашний ужин, задавал темп, мой же шел вторым и был самым молодым и резвым. Он порывался обогнать ведущего, нервно жевал верёвку и время от времени оглашал пески своим рёвом. Встречать первый рассвет 2020 года вместе с нами приехало человек тридцать, они заранее расположились на соседней дюне и к моменту нашего прибытия успели замёрзнуть, температура в предрассветной Сахаре уверенно стремилась к 0. Солнце не заставило себя долго ждать и вскоре выкатилось сквозь темнеющие силуэты далёких дюн, прямо на ярко голубое небо.
А дальше опять дорога, усыпляюще ровная, она шуршала нам колыбельные шинами пролетающих машин. Вечером мы прибыли в старинную крепость Айт-Бен-Хадду, где на узких улочках сплетаются кадры кино, живая история и шумные торговцы сувенирами.
Путешествие по Марокко — калейдоскоп событий и пейзажей, новый день — новое место. Поначалу это помогает отвлечься от суеты будничных дней, но рано или поздно начинает утомлять.
Рассвет над старинной крепостью Айт-Бен-Хадду мы встречали с террасы нашего отеля. В лучах восходящего солнца, окружающий ландшафт кажется еще более красным. Буквально на глазах крепость преобразилась, словно кто-то смахнул пыль со старой картины.
После рассвета снова дорога, серпантин жмется к горным склонам, а за окном машины пролетают деревни, перевалы, долины. В машине тишина и сон, слишком быстро меняется картинка, нужно передохнуть. К обеду прибываем в Имлиль, со всех сторон город окружён горами. Дома кучкуются по склонам и только центр у самой реки застроен равномерно. Там можно найти прокат снаряжения, магазины сувениров и кафешки. Место здорово напоминает то ли Непал, то ли Кавказ.
Днем прогулялись до ресторана, взяли в прокат снарягу, а вечером у камина был душевный ужин. Наш риад расположился прямо над центром города, на южном склоне долины. Днем там очень приятно полежать на шезлонге под лучами африканского солнца. Вечером почитать книгу на диване перед камином.
Утром нас ждал гид и помощник с мулом. Мы передали погонщику часть вещей и вместе с гидом отправились в треккинг к приюту. Тропа бодро отскакивала от наших ног. Мы буквально за час пришли к месту, где долина резко сворачивает на юг. Тут у реки мы попили чайку, превели дух и начали настоящий подъем.
Сразу за мостом начинаются ступени круто уходящие вверх так, что уже через полчаса не было видно ни деревни, ни нижней части долины. Где-то на полдороге к цели, местные ребята развернули беспроигрышный бизнес по продаже свежевыжатого апельсинового сока по 100 рублей за стакан. Согласитесь, устоять нереально.
К 14 часам мы пришли в приют на высоте 3200 метров, путь занял у нас около пяти часов с учётом всех остановок.
Темно, так темно, что на улице без фонаря видна только звёздная пыль в небе да светящиеся окна приюта. Месяц давно зашел. В 5 утра мы собираемся на выход. После тёплого спальника мороз на улице кажется только злее. Хотя термометр показывает -5. Но это у приюта, а на вершине уже -10 и ветер.
Мы одели кошки и вышли первыми, идем не торопясь. В самом начале маршрута нам предстоит в полной темноте пройти по утоптаному и скользкому снегу до кулуара. Чуть дальше, там где кончается снег можно будет снять кошки. Как правило здесь дует ветер, настолько сильный, что снег здесь не задерживается. Нам повезло, погода тихая и мы можем относительно легко продвигаться дальше. Через полтора часа мы подходим к гребню, а это значит новый крутой набор высоты. Солнце еще не встало, но небо уже светлое и я выключаю фонарик. На гребне нам открывается панорама восточных склонов Высокого Атласа, солнце уже поднялось над горизонтом и склоны горят в рассветных лучах. Последний рывок к вершине. Тубкаль 4167 метров.
Знаете, когда восхождение позади хочется сразу же рвануть домой. А я люблю задержаться на пару дней, уже без цели, просто насладиться местом. В это время кредо: "Чтобы жить и радоваться надо во-первых, жить, а во-вторых, радоваться" кажется как никогда близким. Весь смысл в том, чтобы перед возвращением словить настроение беззаботности. Пройтись по шумной Джамаа-эль-Фна и по прохладным залам дворца Бахия, отдохнуть в тенистом саду Мажорель. Марракеш умеет очаровывать, он словно сошел со страниц сказки "Тысяча и одна ночь". Эс-Сувейра совсем другая, шумный веселый город на берегу бескрайнего океана, легкий как пена на гребне волны. Его белые стены и голубые ставни смотрят за горизонт, поджидая новых гостей, чтобы поймать их в свои сети из кафешек, галерей, рыбных ресторанчиков и уличных артистов. Вся страна словно бы зовет — останься, а я не в силах ответить отказом, говорю ей обязательно, но не в этот раз. А затем возвращаюсь, снова и снова.