Первое успешное восхождение на восьмитысячник в истории

1996

Предыстория первого восхождения на Аннапурну

Аннапурна – гора-женщина, настоящая богиня. И я сейчас не шучу: племя гурунгов, обитающее вокруг горы верит, что на вершине живёт богиня плодородия. Отчасти так и есть, ведь реки берушие начало на склонах Аннапурны питают самые плодородные долины Непала.

Аннапурна

Характер у Аннапурны переменчивый, кого хочет пускает к себе, кого не хочет не пускает, а если кто понравился, то и вовсе у себя оставит. Примерно каждого третьего, причём никогда не угадаешь, кого именно.

Весной 1950 года, в долину Кали-Гандаки прибыли французы под руководством Морис Эрцога. Они толком не знали на какую гору они хотят подняться, регион был не исследованый, карты ещё не составляли. Были бы это русские, сказали бы идут на авось.

Ещё до начала экспедиции французы схитрили, в заявке они указали две горы – Дхаулагири и Аннапурна. Разрешение получить было нелегко, Непал долгое время оставался закрытым для иностранцев. Но как раз в эти годы произошёл дворцовый переворот. Это была первая чисто альпинистская экспедиция одобренная королём Непала.
Состав экспедиции:

  • Жан Кузи, 27 лет, авиационный инженер, альпинист-любитель
  • Марсель Шац, 29 лет, физик, альпинист любитель
  • Луи Лашеналь, 30 лет, преподаватель школы альпинизма в Шамони, профессионал
  • Лионель Террай, 30 лет, профессиональный горный гид из Шамони
  • Гасто Ребюффа, 30 лет, профессиональный горный гид, писатель
  • Марсель Ишак, 44 года, кинематографист, альпинист любитель, единственный из экспедиции, кто бывал в Гималаях.
  • Жак Удо, 37 лет, хирург, альпинист любитель
  • Фрэнсис де Нойэль, 31 год, дипломат, переводчик, альпинист любитель
  • Морис Эрцог, 31 год, руководитель экспедиции, владелец компании по производству автопокрышек, альпинист любитель.

Морис Эрцог

Французы, не в пример англичанам оказались легки на подъём. Подробнее об английских экспедициях на Эверест читайте в статье: "История Эвереста от открытия до наших дней". В 1949 запросили пермиты, на новый год получили и уже 30 марта отправились на свидание с Гималаями. Команда первый раз собралась вместе за три дня до вылета в Индию.

Руководитель французского альпийского клуба и главный вдохновитель авантюры Люсьен Деви настоял, чтобы участники принесли присягу: «Клянусь своей честью повиноваться начальнику экспедиции во всем, что он найдет нужным для успеха экспедиции!»

Я, пожалуй, включу её в договор на свои гималайские туры.

Дорога из Парижа до базового лагеря Аннапурны

29 марта, Морис Эрцог с товарищами отмечали отъезд и приносили торжественные клятвы, а в аэропорту Ля Бурже Air France взвешивали груз. В процессе обнаружился легкий перевес в одну тонну. Вместо трех с половиной оказалось четыре с половиной тонны. Сколько сейчас стоит перевес за 1 килограмм у Air France?

Дело в том, что до Дели экспедиция добиралась на попутке, дальше самолет летел во Вьетнам с военным грузом. Лимит личных вещей был 80 килограмм, но как водится, каждый подумал, что он самый умный. Умнее всех оказался врач Жак Удо, он набрал 250 килограмм. Именно благодаря этому участники экспедиции вернулись домой живыми, но об этом потом. С военными договорились, что 30 марта экспедиция берет с собой 3,5 тонны как и планировали, остальной груз вышлют следующим самолетом, в этот же день.

Тот, кто часто летает за границу рано или поздно сталкивается с углубленным таможенным досмотром на границе, вот и французам не повезло. Диалог Мориса Эрцога с индийским таможенником из книги «Аннапурна»:

– Мне нужен список на английском языке всего вашего багажа, с указанием веса, стоимости, размеров…
– Но позвольте, ведь здесь более пятидесяти тысяч наименований!
– вам разрешен проезд только транзитом. На обратном пути вам придется снова пройти через таможню с тем же багажом.
– Но ведь в Непале нам надо будет что-то есть! А если мы что-нибудь подарим или потеряем, скажем ружье или палатку?
– Весь этот груз мы можем отправить на склад на все время вашей экспедиции. Не беспокойтесь, никто ничего не тронет.
– Однако… а как же мы?
– вы можете ехать в Непал. На обратном пути заберете свой багаж!

Таможенные формальности уладили на третий день. В Дели участники разделились, шестеро полетели самолетом до Лакхнау, а груз под присмотром Ребюффа, Терраю и Шацу поехал по железной дороге в Наутанве. Там к 4,5 тоннам добавили 1,5 тонны продуктов и распределили между носильщиками по 40 килограмм на человека. То есть одних носильщиков в экспедиции 150 человек.

Annapurna

5 япреля 1950 французская экспедиция выступила из Наутанве в Непал. До первой деревни доехали на джипе, она называется Бутвал. В ней поменяли бумажные деньги на серебро и спешились, дальше предстояло преодолеть 220 километров пешком по горам до базового лагеря деревни Тукуче. На это ушло две недели.

Выбор вершины Аннапурна или Дхаулагири

Первоначально Дхаулагири вызывала у французов гораздо больше энтузиазма. Оно и понятно, в тот момент казалось вот она гора, бери на блюдичке. Почти все склоны кроме западного хорошо просматриваются, понятно куда идти и что делать. С  Аннапурной все сложно, к ней ещё подход надо найти. Вроде бы местные слышали про перевал Теличо, а где он точно, никто не знает.

Первый раз Дхаулагири показалась утром 17 апреля. Вид белоснежно-сверкающей вершины притягивал внимание так, что альпинисты повыскакивали из палаток в штанов. И я могу их понять, даже издалека виды восьмитысячных вершин завораживают. С санскрита один из вариантов перевода Дхаулагири – «Красивая гора».

Дхаулагири

После прибытия в Тукуче, Жана Кузи отправили осмотреться. Та видовая точка находится на высоте 4000 метров, это на 1400 метров выше деревни. Вот слова Кузи: «Говорит Кузи! Я добрался до вершины. Вид фантастический, Дхаула мощно возвышается над всем массивом. Юго-восточный гребень ужасен! Очень длинный, множество ледовых "жандармов". Места для лагерей весьма проблематичны».

«Ужасный» юго-восточный гребень в 1978 году покорят японцы под руководством Сейко Танаки. Тем не менее Жан Кузи в своей оценке был прав – это самый сложный маршрут на вершину Дхаулагири.

Северный гребень казался не легче, снова слово Кузи: «Сплошь ледовый. Крутизна порядочная. Наверняка большие технические трудности. Наиболее сложный участок посередине, но тут есть другое препятствие – участок, выводящий на гребень. По всей видимости, можно выйти по Восточному леднику, но отсюда он кажется невероятно разорванным.»

В 1960 году первое восхождение на Дхаулагири состоялось как раз по северо-восточному гребню. С 1953 по 1958 год 5 экспедиций пытались покорить северную стену и удалось это в 1993 году русско-британской экспедиции.

А пока участники экспедиции решили провести разведку. Марсель Ишак и Морис Эрцог отправились исследовать северный склон Дхаулагири, Луи Ляшеналь и Гастон Ребюффа изучат восточный ледник, а Марсель Шац и Жак Удо отправятся искать перевал Тиличо.

Когда уже месяц сидишь в Гималаях, а путь на вершину все ещё не нашёл, это начинает напрягать. В такой момент кажется, что любые средства хороши, лишь бы найти дорогу наверх. Может быть поэтому, а может просто от скуки, Марсель Ишак обратился с вопросом к местному ламе.

– Взойдем ли мы на Дхаулагири?
Лама сосредоточенно перебирает огромные четки. Его взор поднимается к небесам, затем падает на руки. Наконец он решается заговорить:
– Дхаулагири для вас неблагоприятен. Лучше о нем не думать и направить ваши усилия в другую сторону.
– В какую именно? – интересуется Ишак.
– В сторону Муктинатха, – отвечает он.

Тут надо пояснить, казалось бы восхождение на Аннапурну, причём тут Муктинатх. До экспедиции Мориса Эрцога считалось, что перевал Тиличо отделяет Аннапурну от какого-то, ещё неизвестного хребта. Французы искали его к северу и к югу от деревни Тукуче, где находилась база экспедиции. После двух вылазок к Нилгири перевал обнаружить не удалось. Не удивительно, ведь он в двух днях пути выше по ущелью Марсианди.

Тиличо

Лама знал о поисках французов, а так же слышал про Тиличо, ведь он уже побывал с паломничеством в Муктинатхе. Так что его совет равносилен: «Идите-ка вы, добры молодцы, на Аннапурну, нечего вам дурью маяться на Дхаулагири!» Очень показательная ситуация: экспедиция уже почти месяц в Непале из которых две недели французы сидят под горой и никто им не сказал где находится Тиличо. Совпадение? Не думаю. 

Так или иначе, но этот непальский Лама явно, что-то знал ведь в итоге зашли Французы именно на Аннапурну, пускай и не из Муктинатха.

Точнее он их послал в Муктинатх. Дело-ли в просветленном монахе, или логических заключения Эрцога, я не знаю, но через несколько дней разведывательная партия выдвинулась на север по долине Кали-Гандаки к перевалу Тиличо. На карте, точнее на схеме, которой пользовалась экспедиция, перевал Тиличо прилегал непосредственно к Аннапурне. Французы предполагали, что с перевала можно выйти на гребень и по нему добраться до вершины.

До 1950 года белых людей в Муктинатхе местные жители не встречали, так что прибытие Мориса Эрцога с товарищами вызвало фурор. Непальцы под любым предлогом старались попасть на постоялый двор, где остановились альпинисты, что бы увидеть их своими глазами. За последние 70 лет ажиотаж заметно поутих, но если вы блондинка с голубыми глазами, то даже в центре Катманду ощутите, каково пришлось французам, хотя бы отчасти.

По словам Эрцога они щедро раздавали детишкам конфеты, что впоследствии помогло наладить отношения с их родителями, когда понадобилось нанимать проводника и носильщиков. Кстати, поселение Тинигаон, в котором Французы ночевали по дороге к Тиличо, существует до сих пор, оно расположено прямо под перевалом, в 30 минутах ходьбы от посёлка Джомсон, где сейчас заканчивается треккинг вокруг Аннапурны.

Перевал Тиличо и путешествие в Мананг

Непальский проводник довел их до верхних пастбищ без проблем. Там разбили лагерь, а на второй день подъема выяснилось, что тут никто никогда не бывал. И вообще, он пастух, что ему делать так высоко, яки же камни не едят. Горе проводник незаметно ретировался в замыкающие и больше не отсвечивал. Тем не менее, до седловины французы добрались без потерь.

Аннапурна

Если скажу, что они удивились, поднявшись на перевал, я сильно приуменьшу их эмоции. Вот, что об этом написал Эрцог: "Какой сюрприз! Согласно карте, мы должны были выйти в глубокое ущелье Мананг. Где же великолепный вид на северный склон Аннапурны, который должен быть справа?"

Посмотрите на современные карты, вы увидите, что между северным склоном Аннапурны и экспедицией стояла гряда гор от 6000 до 7500 метров. Самые высокие называются Тиличо(7134) пик и Рок Ноир(7485). Вместо прохода на вершину исследователи открыли высокогорное озеро, полностью покрытое снегом и льдом.

В 21 веке озеро Тиличо обязательный пункт в программе треккинга вокруг Аннапурны. Вот только ходят на него теперь не с запада на восток, как шли французы, а по более простому встречному маршруту из Мананга. На южном берегу построили кафешки и приюты для туристов, проложили несколько безопасных троп. А в 1950 году все, что увидели первооткрыватели - много снега и голые камни. Так как информации было недостаточно, а до противоположного конца перевала было рукой подать, решено было пересечь озеро по льду и осмотреться еще раз.

Мананг

На восточном берегу Тиличо разбили лагерь. На совете решили, что Гастон Ребюффа и Морис Эрцог вместе с двумя шерпами спускаются в Мананг. У них две цели: основная - проверить видна ли от туда Аннапурна, вторая закупится цампой для шерпов. Кто не в курсе, цампа - это ячменная мука из которой в Тибете и Непале делают подобие каши. Марсель Ишак остался в лагере, за время отсутствия друзей он совершит два восхождения на ближайшие вершины.


Туры по Непалу
Актуальные туры в Непал с местными и русскими гидами
Расписание ближайших поездок



Trutravel
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ у нас в TELEGRAM
Пиши в WhatsApp