История кота Томба, который очень любил альпинизм

1827

Знакомьтесь - это кот Томба

Кот Томба

В кантоне Вале, расположенном на юго-западе Швейцарии жил-был кот по имени Томба. Вид у него был внушительный: пушистая шубка с белой грудкой и рыжеватой спинкой, крепкие лапы и сам он был весь подтянутый, как тугая пружина. Когда горный приют Шваренбах наполнялся альпинистами, у кота начинался горный сезон. Вечерами перед камином он выбирал себе команду, чтобы на следующий день провожать её до вершины. За свою жизнь Томба успел подняться на несколько вершин от 3500 до 3700 метров, это вам не прогулка по каким-то там холмам, а настоящий пушистый альпинизм. Больше всего Томба любил горы и хорошую компанию, каждый раз он терпеливо ждал пока очередная группа альпинистов закончит приготовления, чтобы отправиться с ними на вершину.

Похождения Томбы записал Питер Столлер, управляющий приютом Шваренбах. Самым знаменитым восхождением кота стал выход на вершину Риндерхорн 3453 метра, эту историю рассказала ее участница Хедди Сигг, а фотографировал Макс Пфиффнер.

История восхождения кота Томба на Риндерхорн

Ночь перед восхождением на Риндерхорн мы с Максом провели в общей спальне горного отеля Шваренбах. Без четверти пять пятеро наших соседей вышли на свое восхождение, а наш выход состоялся на пятнадцать минут позже. За порогом было темным-темно, и когда очертания приюта растаяли в темноте, позади раздался шуршащий звук. В лучах налобных фонарей мы увидели горящие кошачьи глаза. Я вспомнила как прошлым вечером на мой вопрос: - "не хочет-ли кто-то присоединиться к нашему восхождению?", - хозяйка отеля ответила, что если кто и присоединится к вам, то это наш кот. Мы подумали, возможно пушистый альпинист захочет пройти с нами часть маршрута в надежде на угощение во время привала.

Тропа вела нас к озеру Даубен, затем свернула вверх. Поднимались траверсами по крутому осыпающемуся склону, подсвечивая налобными фонарями путь. Светало, в утренних сумерках мы заметили, что кот все еще идет за нами.
Кот Томба
Стоял сильный мороз и выше на склоне снег смерзся до состояния фирна. На плече Риндерхорна перед тем как выйти на опасный участок мы сделали привал. Перекусили, одели кошки и связались веревкой. Как только я села, Томба сразу забрался на колени, чтобы погреть свои лапы. Мы предложили ему кое-что из наших припасов, но похоже, он не был голоден. Очевидно, он следовал за нами вовсе не из-за угощения.
Уж теперь-то кот пойдет обратно или в крайнем случае будет дожидаться нас здесь, подумала я и расстелила для него шерстяной шарфик на камне. Мои усилия пропали зря, как только мы встали и продолжили путь, кот последовал за нами на ледник.

Во время подъема он держался между мной и Максом поближе к веревке, ловко поднимаясь по крутому фирну. Мы поразились как легко он следовал за нами, останавливался и двигался синхронно с нами. На гребне ведущем к вершине он словно пританцовывая шел перед Максом, держа хвост трубой. Достигнув вершины Риндерхорна 3453 метра, Томба ласкался к Максу, очевидно очень довольный.
Кот Томба

Спуск котам и кошкам дается куда сложнее чем подъём. Поэтому Макс решил помочь четверолапому спутнику, посадив его на свой рюкзак. Кот проигнорировал столь заманчивое предложение и гордо проследовал вниз. Всякий раз, когда Томба скользил по льду крутого склона, он цеплялся когтями, тормозил и снова возвращался на тропу. Преодолев ледник мы оказались на сыпухе, кот начал заметно уставать. Порой он отставал на несколько метров, в такие моменты кот начинал громко мяукать. Нам приходилось останавливаться и ждать, когда он пройдет чуть вперед меня. Пушистый изо всех сил старался не отстать от Макса.

Когда мы спустились на проторенную тропу у озера, нам на встречу попалась компания местных школьников. Они не могли поверить своим глазам глядя, как двое альпинистов с веревками и ледорубами возвращаются с вершины в сопровождении домашнего кота. Томбе не по душе пришлось такое пристальное внимание и он поспешил скрыться в камнях. В отель мы с Максом вернулись без кота, он пришел позже, когда уже стемнело. Кот сопровождал нас в течении девяти часов нашего восхождения и это был незабываемый опыт.

Другие приключения Томбы

вы уже поняли - Томба не просто кот, а настоящий альпинист способный подняться на вершину и самостоятельно найти путь домой. Спустя несколько дней другой альпинист с восхищением рассказывал, как Томба дошел с ним до вершины Балмхорна высота которой 3699 метров над уровнем моря.

Много раз кот повторял свои восхождения, а в хорошую погоду порой даже не возвращался в приют. Вместо этого он ждал новых попутчиков на краю ледника, где группы одевали кошки и связывались. Раз за разом Томба ходил в общей комнате, обнюхивая рюкзаки восходителей, выбирая себе спутников, а следующим утром присоединялся к выбранной компании на тропе к вершине.
Однажды, после восхождения с группой альпинистов, Томба переметнулся к другой компании, которая только начинала свой путь к вершине и сходил на вершину дважды за день. В благодарность за сопровождение альпинисты угощали пушистого сосисками, сыром и всем, что могло найтись в запасах восходителей. Кот получал огромное удовольствие вылизывая свою шубку и смакуя вид с вершины, а потом спускался домой вместе со своими гостями.

Однажды Томба сопровождал молодоженов на их пути в горы, внезапно он отказался идти дальше. а вместо этого сошел с тропы и скрылся за камнем. Пара подумала, что кот нашел что-то интересное и последовала за ним. Спустя короткое время с гор сошла лавина прямо на то место, где они должны были пройти. Вот так Томба спас их жизни.

Вместо эпилога

Томба умер в 1993 году от кошачьего ВИЧ. Если бы у вас была возможность взглянуть в глаза этого замечательного домашнего питомца, то в их глубине вы бы возможно смогли заметить душу горного гида из давних времен, который вернулся в любимые горы. Томба прожил короткую но полноценную жизнь, его слава шагнула далеко за пределы Швейцарии. Японский ежегодный альманах по альпинизму посвятил ему двухсторонний разворот, еженедельный горный журнал в Южной Африке пересказал его историю, даже в Нью-Йорке его имя стало нарицательным, что уж говорить о Европе, а сегодня о нем узнали и вы.

Туры по Непалу
Актуальные туры в Непал с местными и русскими гидами